Влияние психопатий и личностных акцентуаций на формально-динамические характеристики интеллектуальной деятельности подростков

Начало

Причины возникновения невроза у детей и подростков

Причины подрастковой дезаптации

Конгинитивный стиль

Психопатии у подростков

Понятие когнитивного стиля

В отечественную психологическую литературу термин "когнитивный стиль" перешел из англоязычной литературы в виде термина-кальки, хотя точный перевод английского слова cognitive на русский соответствует слову познавательный. Однако термины "познавательный" и "когнитивный" не являются синонимами применительно к современному понятийному строю отечественной психологии. "Познавательный" – имеющий отношение к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании в виде познавательного образа (сенсорного, перцептивного, мнемического, мыслительного), т.е. термин адресуется тому, что отображено в познавательном образе. "Когнитивный" – имеющий отношение к психическим механизмам переработки информации в процессе построения познавательного образа на разных уровнях познавательного отражения, т.е. этот термин, адресуется тому, как строится познавательный образ. Речь идет об индивидуальных различиях в способах переработки информации в своем окружении, или собственно когнитивных стилях как об определенной разновидности познавательных стилей, под которыми следует понимать индивидуально-своеобразные способы изучения реальности. Когнитивные стили – это формально-динамическая характеристика интеллектуальной деятельности, не связанная с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта. Кроме того, когнитивные стили это - характерные для данной личности устойчивые познавательные предпочтения, проявляющиеся в преимущественном использовании определенных способов переработки информации – тех способов, которые в наибольшей мере соответствовали психологическим возможностям и склонностям данного человека. Таким образом, термин «когнитивный стиль»  будучи характеристикой познавательной сферы,  отражает особенности личностной ориентации в целом. По сравнению с индивидуальными особенностями отдельных познавательных процессов когнитивный стиль выступает формой интеллектуальной активности более высокого порядка, связанной с координацией основных познавательных процессов. Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации и своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга. Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации и, с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

Когнитивные стили и индивидуальные свойства личности

Каждый когнитивный стиль рассматривался учеными в качестве психологической черты высшего порядка, включающий в себя не только когнитивные, но и мотивационные, эмоциональные и другие личностные характеристики. Более того, некоторые авторы рассматривают когнитивные стили как свойства личности. Один из самых удивительных результатов в области исследований когнитивных стилей заключается именно в факте существования многочисленных и разнообразных связей стилевых параметров с личностными свойствами. Ниже представлены связи отдельных когнитивных стилей с особенностями личностных свойств и своеобразием социального поведения представителей соответствующих стилевых полюсов. Полезависимость/поленезависимость. Поленезависимые лица обнаруживают высокую личностную автономность, стабильный образ «Я», низкий уровень интереса к другим людям, устойчивость при внушении, критичность, компетентность и отчужденность. Полезависимость соотносится с такими личностными чертами как общительность, жизнерадостность, зависимость от группы. В то же время полезависимые личности более быстро и непосредственно выражают в своих идеях и переживаниях агрессию. У них более выражена склонность к риску как следствие тенденции избегать ситуации неопределенности. В основе склонности к риску полезависимых лиц лежит стремление как можно быстрее выйти из ситуации неопределенности, которую они не могут переструктурировать или переопределить. Полезависимые лица склонны к эксцентричности и преднамеренной симуляции в условиях ответов на заданные вопросы. Учеными определена зависимость между ПЗ/ПНЗ и особенностями моральных суждений. Более высокий уровень моральных суждений, связанный с социальной независимостью, моральным мужеством, склонностью принимать моральные решения относительно социального окружения. Поленезависимые лица в психотравмирующих ситуациях используют защиты, предполагающие активную переработку познавательного опыта (изоляцию, интеллектуализацию, проекцию), тогда как у полезависимых лиц типичным является использование защит, связанных с отвержением эмоциогенного содержания (вытеснения, негативизма). Независимые от поля люди обнаруживают большую способность в контроле исполнительных действий и регуляции аффективных состояний. Наиболее ярко этот когнитивный стиль проявляется в сфере общения. Многократно учеными отмечался более высокий уровень потребности в общении у ПЗ лиц, что, в частности, проявлялось в увеличении частоты контактов. ПНЗ дети в детском саду предпочитают одинокие игры. Среди спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта, больше полезависимых лиц по сравнению с теми, кто занимается индивидуальными видами спорта. При описании поленезависимых лиц другие люди используют «жесткий» язык, оценивая их как требовательных, амбициозных, властолюбивых, нечутких и т.п., тогда как при описании полезависимых лиц – «мягкий» язык, описывая их как дружелюбных, теплых, внимательных и т.п.

В стилевом подходе всегда подчеркивалось, что разные полюса определенных когнитивных стилей связаны не со степенью психопатологии, а с ее формой. Так, при шизофрении среди депрессивных больше больных с полезависимым стилем, среди паранойяльных – с поленезависимым стилем. Характерно, что ПНЗ лица имеют фобию инкорпорации (объединения): они борются за сохранение дистанции между собой и группой, поскольку участие в работе группы, как им кажется, угрожает их самооценке. Напротив, ПЗ лица имеют фобию одиночества, поскольку они считают, что именно изоляция угрожает их самооценке. Импульсивность/рефлективность. В последние годы интерес к проблеме импульсивности резко возрос в связи с ее трактовкой как источника делинквентного поведения и агрессивности. Однако в большинстве исследований сообщается об отсутствии связи когнитивного стиля импульсивность/рефлективность с различными поведенческими измерениями импульсивности, а также аспектами реального асоциального поведения. Наблюдения показывают, что у неуспевающих подростков-школьников наблюдаются наиболее ярко выраженные акцентуации личности. В подростковом возрасте черты характера шизоидного типа выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте ("не знаю о чем еще говорить") нередко побуждают к еще большему уходу в себя. Все это препятствует психолого-педагогическому воздействию на подростка. Проведенные исследования показали, что у высоко акцентуированных подростков уровень негативной агрессии выше в 1.5 раза, чем у подростков со средним уровнем выраженности личностных акцентуаций. Это говорит о том, что у неуспевающих, высоко акцентуированных подростков ярко выражены черты агрессии: задиристость, драчливость, озлобленность, жестокость. У них наблюдается повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Также, доказано, что у неуспевающих подростков уровень конфликтности в 1. 3 раза больше чем у успешных подростков. Это свидетельствует о том, что высокий уровень конфликтности в сочетании с высоким уровнем агрессивности оказывают существенное влияние на успеваемость подростков в школе. Высокая тревожность у неуспевающих подростков дезорганизует когнитивную деятельность. Это приводит к импульсивному  непродуманному принятию решений, что также  не способствует успешной адаптации к ситуации учебной деятельности. Проведенными исследованиями было выявлено, что у неуспевающих школьников уровень тревожности в 1.2 раза выше, чем у подростков группы нормы. Во влиянии тревожности на школьную успешность проявляются общие закономерности влияния тревожности на результативность деятельности. Как известно, устойчивая тревожность способствует успешности в относительно простой для человека деятельности и препятствует — в сложной. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняли самыми разными причинами — от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Главные причины — ожидаемое отношение к этой оценке родителей и понимание оценки как отношения к себе учителя. Уровень импульсивности у неуспевающих подростков в 1.15 раза выше, чем в среде успевающих учеников. Т.е. дети дезадаптированные у ситуации учебной деятельности склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию, при этом гипотезы выдвигаются без достаточного принятия во внимание степени их правдоподобия, решения принимаются без тщательного обдумывания, они делают много ошибок, отвечая быстро, их деятельность отличается маленьким латентным периодом. Подростки с хорошей успеваемостью, наоборот, решения принимают на основе предварительного тщательного анализа характеристик альтернативных стимулов, а гипотезы уточняются с учетом степени их правдоподобия. Очень интересны данные по исследованию интернальности учащихся. Уровень интернальности у неуспевающих подростков в 1.2 раз ниже, чем у успешных подростков. Т.е. подростки дезадаптированные к ситуации учебной деятельности менее интернальны, а значит, они не склонны принимать ответственность на себя. В данном  исследовании были выявлены  различия уровней полезависимости в группах подростков с разной степень успеваемости. В  группе неуспевающих учеников уровень полезависимости ниже, чем среди успешных в 1.33 раза. Это свидетельствует о том, что у неуспевающих подростков преобладает поленезависимый когнитивный стиль. Такие подростки действуют с большей степенью самостоятельностью, игнорируя мнение других.  Таким образом, очевидна взаимосвязь негативной агрессии и конфликтности у неуспевающих подростков. Это говорит о том, что агрессивность как личностная черта оказывает негативное воздействие на межгрупповые и индивидуальные отношения подростков. Это в свою очередь создает препятствия успешному обучению в школе. Также в среде неуспевающих учеников обнаружена значимая положительная корреляция негативной агрессии и конфликтности. Это говорит о том, что высокая деструктивная агрессивность как устойчивая личностная характеристика оказывает резко негативное воздействие на уровень и качество межгрупповых отношений. Выявлено, что  интернальные личности не склонны к необдуманным действиям, более рациональны, и соответственно лучше адаптируются в различных ситуациях. Интернальность это параметр, который говорит о том, что человек не склонен к примитивной проекции. Человек принимает ответственность за свои провалы на других. Высокая отрицательная корреляция конфликтности и интернальности  свидетельствует о том, что высокоагрессивные личности имеют тенденцию к низкому уровню личностной организации, не способны принимать ответственность за свою судьбу, склоны к внешне обвинительным паттерным поведениям. Все вместе взятое понижает социальную адаптацию.

ВЫВОДЫ

1) Результаты исследования эмоциональной и познавательной сферы подростков свидетельствуют о том, что в среди неуспевающих учеников выявлены искажения морально-ценностного плана в структуре их личности,  серьезные дефекты в иерархии потребностей, что свидетельствует о сниженных интересах и зависимостях, об уплощенности, неразвитости эмоциональной сферы, проявляющихся  в симптомах алекситимии, затруднениях в опознавании и дифференциации эмоций, неадекватности содержательной и эмоциональной стороны ассоциативных образов.

2) Так же подтверждено, что степень выраженности акцентуаций характера у неуспевающих подростков примерно в 1.5 раза выше, чем у успевающих подростков.

3) Исследование   склонности к агрессии и конфликтности у младших подростков дезадаптированных к ситуации учебной деятельности показало, что у неуспевающих учеников уровень позитивной агрессии оказался примерно в 1.8 раз выше, чем у успевающих подростков, уровень негативной агрессии – в 1.7 раз выше, а уровень конфликтности в 1.5 раз выше, чем у подростков, обладающих хорошей успеваемостью.

4) Уровень тревожности  среди слабоуспевающих детей в 1.15 раз выше, чем у успешных учащихся.

5) По параметру когнитивных  были выявлены достоверные различия уровня полезависимости. Уровень полезависимости в 1.3 раза выше в среде подростков с хорошей успеваемостью.  Необычным результатом явилось то, что неуспевающие подростки более поленезависимы, чем успешные подростки. Возможно, это можно объяснить тем, что поленезависимые личности ориентированы на свою точку зрения, свои внутренние установки, что в свою очередь препятствует психолого-педагогическим воздействиям. Такие подростки редко учитывают мнение педагогов. Также высокая агрессивность, по данным некоторых литературных источников, не улучшают ситуацию.

6) Среди отстающих подростков была выявлена положительная корреляция импульсивности и тревожности, а также отрицательная корреляция данного когнитивного стиля и интернальности. Это говорит о том, что интернальные личности не склонны к необдуманным действиям, более рациональны, и соответственно лучше адаптируются в различных ситуациях. Также было выявлено, что уровень импульсивности у отстающих подростков незначительно выше уровня импульсивности подростков из группы нормы. Уровень интернальности выше именно у успевающих подростков: это связано с тем, что  подростки, способные к анализу своих действий, рациональному подходу к деятельности имеют более высокие результаты успеваемости в школе. Таким образом, в данном случае, целью работы психолога является выявление личностных предпосылок к сниженной школьной неуспеваемости подростков с эмоционально-личностными расстройствами.  Практически подтверждено, что факторами дезадаптации подростков, с различными эмоционально-личностными расстройствами к ситуации учебной деятельности являются дисгармоничные когнитивные стили, высокая межличностная конфликтность и агрессивность, повышенный уровень тревожности, а также ярко выраженные акцентуации характера.

РЕКОМЕНДАЦИИ   ПСИХОЛОГАМ   И    РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Поскольку школьная успешность ребенка зависит от многих факторов, главными из которых является уровень развития когнитивной  и  личностной сферы,  целью педагогов-психологов  является выявление детей «группы риска». Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Исследование личностной сферы.  Определение уровня личностной организации подростков. Выявление у подростков-школьников  наиболее ярко выраженных акцентуаций личности.

2.  Исследование индивидуальных когнитивных стилей каждого учащегося. В данном случае каждый когнитивный стиль рассматривается в качестве психологической черты высшего порядка, включающий в себя не только когнитивные, но и мотивационные, эмоциональные и другие личностные характеристики:

-   Исследование учащихся по шкале полезависимость/поленезависимость.

- Исследование подростков по шкале интернальности, как способности принимать ответственность за свои действия на себя.

-  Исследование по шкале импульсивность/рефлективность с целью выявления склонности у подростков к формам делинквентного поведения и агрессивности.

3. Проведение специальной патопсихологической диагностики (в случае необходимости).

И, наконец, самым важным этапом в работе с детьми является психокоррекционная помощь, которая включает в себя индивидуальные и групповые занятия с детьми. А так же проводятся консультации родителей с целью повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений.

 

Меню

Главная

Консультация психотерапевта

Многопрофильная психологическая помощь

Психотерапия растройств

ДАО женщины

Семья и ребёнок

Статьи психолога Березиной М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Реклама:

 Инструкция по монтажу гибкой черепицы Ruflex Katepal
Все для його, йоги
Чемпионаты по тхэквондо
Водопонижение
Вакуумное водопонижение