Статьи психолога Березиной Марианны Вольдемаровны

Начало

Причины возникновения невроза у детей и подростков

Причины подрастковой дезаптации

Конгинитивный стиль

Психопатии у подростков

ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ   НЕВРОЗА  У   ДЕТЕЙ  И ПОДРОСТКОВ

Я работаю психологом в Центре психолого–медико-социального сопровождения. В своей деятельности мне повседневно приходится сталкиваться с проблемами  нарушений детского поведения, детскими неврозами, психосоматическими расстройствами. Нарушения бывают самые разнообразные: гиперактивность, агрессия, упрямство, капризы, отказ от любой деятельности – протестность, страхи и т.д. И каждый раз  приходится проводить кропотливое исследование – что же стоит за этими особенностями поведения? Что является патогенным фактором, нарушающим   процесс развития детской души? Какие же факторы можно выделить? Факторы возникновения поведенческих и эмоциональных  расстройств у детей делятся на: генетические, церебрально-органические и психосоциальные:

- из генетических факторов риска наиболее значимы личностные особенности детей – акцентуированные черты характера (эмоционально-лабильный, истерический и лабильно-истерический типы).

 - церебрально-органические факторы представлены патологически измененной почвой в виде ММД, нарушений беременности и родов, патология новорожденного и т.д. Этим занимаются невропатологи.

 - психосоциальные факторы риска наиболее представлены дисфункциональными взаимодействиями в семье ребенка, неправильным  воспитанием (гиперпротекция или кумир семьи), нарушением системы мать-дитя, наличием братьев и сестер, посещением детских учреждений. А также психоэмоциональные перегрузки, неполная семья,  алкоголизация родителей и конфликты в семье и т.д.

Неврозы   у   детей   и  подростков  -   самый   распространенный   вид нервно-психической  патологии в современном мире. Какие могут быть причины?

-  Непродуманная, неэффективная организация процесса обучения (развития) детей. Дети перегружены различными занятиями уже с дошкольного возраста. Конечно, развивать детей это наш долг. Но нельзя слепо верить рекламам. Подозрительно выглядят предложения для 3х летних детей по изучению английского языка. Родители забывают о том, что в этом возрасте у ребенка должна активно формироваться речевая функция родного языка. Но амбиции, желание доказать, что твой ребенок особенный (индиго) заставляют родителей грузить детей не нужной им информацией, не соответствующей их возрастным потребностям.

Особенности развития дошкольника

1. Речь. Расширение  словарного запаса. Развитие знаний об окружающем мире.

2. Игровая деятельность – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре у детей развивается их коммуникативная функция. Формируется  волевая сфера, поведения, умение себя контролировать, подчиняться правилам.  Кричать, ругаться на ребенка с целью научить его правильному поведению бессмысленно.  Ролевая игра учит детей присваивать социальные роли, формирует их личностную позицию, формировать моральные качества.

3. Кризис 3х летнего возраста. Кризис трех лет - переход от младенчества к дошкольному возрасту; Упрямство. «Я - сам» - говорит нам ребенок. И он прав. Формируется личность. Инициатива, самостоятельность. Теперь уже не надо чрезмерно опекать по пустякам. Надо дать возможность проявить себя.

4. В этом возрасте начинают появляться страхи. Темноты, Бабы-яги. Опять приходит на помощь игровая деятельность.  Самый верный способ избавиться от страха – столкнуться с ним. И это можно сделать в игре.

Младший школьный возраст - кризис 7 лет. Самооценочная тревожность, страхи, протестное поведение, гиперактивность.

Ведущая деятельность – учебная

1.  В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе - как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (приноси только хорошие отметки, ты уже взрослый, контролируй свое поведение на уроках и переменах). Такая родительская тактика противоречит психическим особенностям детей этого возраста.

2.  Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.

3. В 7 - летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра. Для многих детей - это ещё и первая учительница: «Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!» В таких ситуациях родителям и бабушкам обижаться не следует. Наша задача -  поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более «взрослому» положение в жизни.

Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. Но! Если будете постоянно критиковать ребенка, сравнивать его с другими детьми, и сравнение не в его пользу, запугивать, то знайте – битву с кризисом 7 летнего возраста вы проиграли. Не секрет, что дети приходят в 1 класс с разным уровнем подготовки, у каждого свой темперамент, свои личностные особенности. И наша задача - терпеливо  помогать своему малышу адаптироваться к новым требованиям жизни.  

                   И,   наконец,   кризис   подросткового возраста (13 лет)Относится к числу самых острых.   Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Происходит смена интересов. Например,  охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития.       На смену конкретному приходит логическое мышление.     Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14 - 16 лет. Происходит конфликт между «Я имею право» и «Я обязан». Процесс формирования гармонии между правами и обязанностями очень болезненный.

Дети хотят оставаться детьми. Если они чего и хотят, так это вседозволенности, которую они называют свободой. Поэтому надо садиться за стол переговоров и долго и нудно договариваться о новых правилах поведения и совместного проживания с подростком. Надо понимать, что директивный, авторитарный стиль воспитания подростка уже не пройдет. С ними надо дружить, понимать их интересы, уважать их личность. Не морализовать, не унижать. Больше рассказывать о себе, о своей молодости. Больше интересоваться молодежной культурой. Но не надо забывать, ЧТО Ведущая деятельность подростка - это интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования

Формирование "Мы"-концепции

Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Подростки объединяются   в  компании или сборища, члены которых что-то делают сообща, имеют общие интересы. Например -  увлечение неформальными молодежными движениями (эмо, готы, панки). Собираясь в группы, дети пытаются найти поддержку у себе подобных. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Как ни странно. Но это создает чувство безопасности и независимости.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется так:

Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться. Что требуется от нас? Устанавливать эмоциональный контакт с подростком, не унижая его личность. Не надо чрезмерно критиковать. «Ты что вырядился как клоун?» «разукрасилась как попугай» и т. д. Это тупиковый стиль общения. Эмоциональное отвержение – опасный стиль воспитания. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком. Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку. Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее. Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Приоритеты:  профессиональное самоопределение, общение с противоположным полом, дружба.

И в завершении хочу еще раз подчеркнуть основные рекомендации по    воспитанию дочерей и сыновей, внуков и внучек:

1. свою любовь и преданность не превращайте в услужливость

2. не берите на себя детские заботы, кот. Нужны им самим для самовоспитания

3. не балуйте их бессмысленным количеством подарков

4. не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки

5. рассказывайте им о себе почаще, о своем детстве

6. раскройте им свою душу, доверяйте им свои переживания

7. показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия

8. готовьте его к будущей жизни, говорите о ней

 

Меню

Главная

Консультация психотерапевта

Многопрофильная психологическая помощь

Психотерапия растройств

ДАО женщины

Семья и ребёнок

Статьи психолога Березиной М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Реклама:

 Цементация, силикатизация грунтов, водопонижение
Водопонижение, вакуумное водопонижение
Теннис магазин, одежда для мальчиков
Соревнования по тхэквондо
Приборы и оборудование для контроля качества органических вяжущих и бетона